История русского самогона

Удивительно, но история русского самогона, который ассоциируется у большинства с чем-то кустарным и не особенно качественным, знавала гораздо более славные времена. Еще каких-то 200 лет назад этот напиток считался элитным, и был доступен лишь высшим слоям российского общества.

Изначально самогон применялся в лечебных целях в виде лекарственных настоев, о чем есть упоминания в Новгородской летописи 1533 года. Впоследствии он стал хмельным напитком, традиционным для России, и различался по четырем сортам: вино простое, доброе, боярское и двойное. Боярское вино было самой высокой чистоты, а двойное имело высшую крепость.

В XVIII-XIX в.в., когда в России еще действовало крепостное право, производство самогона было практически бесплатным для дворян и помещиков. Ведь сырье произрастало на их полях, работу крепостных-перегонщиков также не нужно было оплачивать, дрова брали в помещичьем лесу. В таких условиях основной упор можно было сделать на качестве готового продукта. Вот почему самогон из усадьбы какого-нибудь русского дворянина зачастую мог превзойти самые элитные сорта французского коньяка или шотландского виски. В качестве сырья для самогона использовались в основном злаковые культуры, а это наиболее ценный продукт при производстве самогона – не случайно в те времена его называли «хлебным вином». При перегонке отходы могли достигать 95% от первоначального объема, зато такой продукт действительно был чист, «как слеза». Отсутствие коммерческой составляющей в производстве самогона делало его таким качественным напитком. Большинство крупных дворянских поместий имели свои «фирменные» способы перегонки и очистки, которые делали водку Юсуповых, Куракиных, Шереметевых настоящим брендом.

Для производства использовали неочищенную воду из рек, родников и озер, самое лучшее сырье для самогона – морозостойкую рожь. В течение десятилетий выращивали специальные дрожжи, для очистки применяли свежий хлеб, молоко, яичный белок. Использовали уголь из древесины дуба, липы, березы и бука. Делали и «русскую выморозку» – очищали спирт с помощью заморозки в бочках. Из этих абсолютно чистых продуктов, да еще так тщательно обработанных, получался напиток, который императрица Екатерина II посылала в подарок европейским монархам и известным политическим и культурным деятелям.

С отменой крепостного права все рухнуло: производить самогон с таким расточительством было уже невозможно. И если богатые землевладельцы еще могли себе позволить производство элитного напитка, то для народных масс это было недоступно. Ведь себестоимость его превосходила в десятки раз себестоимость, к примеру, шотландского виски. Вот почему качество перешло в количество, а статус самогонной водки резко упал. С развитием промышленного производства алкоголя в середине XIX в. водка и вовсе стала настоящей сивухой – ведь рынок алкоголя приносит сверхприбыли, в погоне за которыми о судьбе его потребителей уже никто не думает. Тщательная многократная очистка самогона ушла в прошлое. Дешевый «народный» напиток награждали самыми нелестными эпитетами: «сиволдай», «горемычная», «сильвупле», «сиротские слезы», «чистоты не спрашивай», « продажный разум». Нынешняя водка не идет ни в какое сравнение с той, что пили русские дворяне и богатые купцы – еще один исконно русский продукт, которым можно было бы гордиться, был безжалостно унижен в ходе истории.